Previous Entry Share Next Entry
Зачем быть минималистом?
zen
andrey_gasilin wrote in ru_minimalist

С самого рождения человек постоянно сталкивается с “острыми углами” действительности, познавая на собственном опыте, что жизнь – сложная штука. Многие пытаются преодолеть эту видимую враждебность Мира приобретая собственность, копя деньги, восходя по карьерной лестнице. Вещи, словно наркотики, на время отвлекают человека от неприятного чувства незащищенности. Но, чем больше появляется возможностей, денег, власти, тем, парадоксальным образом, беспокойнее становится существование человека. Большие деньги, как правило, означают большие риски, большая власть – большую ответственность, обилие имущества – постоянный страх его потерять.

Многие талантливые, рассудительные люди попадаются в эту ловушку. Они пытаются достичь свободы, приобретая солидное положение в обществе, сколачивая крупный капитал, создавая максимально комфортные условия существования, а, в результате, оказывались в плену у своих денег, статуса и собственности.

Таким образом, гнетущая тревога существования, живущая в сердце каждого человека с самого его появления на свет, не побеждается вещами, которыми владеет человек, общественным положением, которое он занимает, властью, которой пользуется. В лихорадочной гонке за жизненными благами человек только растрачивает время, которое он мог бы посвятить себе. Не своим амбициям и пристрастиям, а себе самому. Ведь, стоит признать, что себя самих мы совсем не знаем, как не знаем мы и того, что нас окружает.

Часто ли мы остаемся с собой один на один? Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям? Часто ли интересуемся тем, что волнует наших друзей и родных? Часто ли наблюдаем за мерным течением времени, воплощенном в смене времен года?

Обычно нам некогда. Мы все время куда-то торопимся. Всегда у нас куча планов, сиюминутных желаний, мелких дел. Нас то и дело отвлекают, заставляют вникать в свои проблемы, отвлекая от наших. Мы слепы к тому, что происходит вокруг нас. Мы живем как будто во сне, ведомые чьей-то неведомой волей, живем по-инерции, слепо, бездумно.

А ведь этот бесконечный бег совершенно не нужен человеку, чтобы почувствовать себя счастливым. Вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми? Обычно, в такие моменты Мир вокруг вас как будто застывает. Все вещи, даже самые незначительные, наполняются смыслом, начинают играть новыми красками. Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность, ощущение бесконечности момента и величайшей осмысленности происходящего. Можно ли купить эти моменты за деньги? Обеспечить властью? Обрести во владении вещами? Конечно, нет.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно совсем немного. Лишние события, вещи, действия, слова, мысли – только отвлекают человека от счастья. А значит, от них нужно избавляться. Удивительно, но человек, который сознательно отказывается от загромождающих его жизнь вещей, в результате оказывается в большем выигрыше, чем человек, тратящий все свои силы и время на их приобретение.

Минималист – это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. Этот тот, кто избавляется от всякого балласта, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, начать ощущать ее вкус, научиться переживать каждый момент в его искрящейся новизне. Минималист – это человек, желающий изгнать из своей жизни скуку. С этой целью он очищает свое жизненное пространство от бессмысленных нагромождений, и концентрируется на самом главном. Так он обретает неисчерпаемый источник радости, который делает его жизнь по-настоящему ценной.

Минималист – это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины. Это просто человек, решивший упростить свою жизнь и сделать ее по-настоящему удобной. Поэтому все принципы, которыми он руководствуется, исходят из здравого смысла и не играют роль каких-нибудь незыблемых догматов.

Таким образом, минималистом может стать каждый желающий. Для этого не нужно придерживаться какого-то определенного мировоззрения, верить во что-то конкретное и принадлежать какой-то определенной культурной традиции. Для этого нужно только желание избавить свою жизнь от хлама. А что считать хламом – решать вам.




  • 1
Для тех, у кого на кухне стоит телевизор, и кто все время ест глядя в него:
Если его выключить, то в нем будет видно свое отражение. Можно есть и смотреть на себя жующего, и думать, находясь наедине с собой.

В начале будет сложно, потому, что уже выработался условный рефлекс приема пищи под говор ТВ. В начале будет ломка, а затем осознание ненужности всех этих "срочных" событий, отвлекающих тебя от себя.
Самое интересное, что можно увидеть в телевизоре - своё отражение в нем, когда он выключен.

Конгениально!

== Минималист – это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. ... А что считать хламом – решать вам.==

Вот, один тут давеча, в крайне =минималистическом= ключе, решив, что "у общества только одна цель - сохранить, приумножить и ублажить себя здесь и сейчас, - все наши действия направляются обществом только на ее достижение", и в связи с этим сделав вывод, что "вы – генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен" (там же по ссылке), – ну и вот, таким образом, минималистично эдак решив, "ЧТО считать хламом", взял да и начал "избавляться от хлама" (см. там же).
Нет, =это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины=, ни-ни! Просто человек, "всю свою жизнь смотревший на мир интеллигентно-аналитически со стороны", измученный "бессмысленной потребительской гонкой за вещами, противоречащей мерному течению времени по законам природы" (ср. там же)...
Вот-вот, =Мир вокруг вас как будто застывает=... однако вещи при этом НЕ =наполняются смыслом=. Напротив, происходит превращение мира и вещей в бессмысленное, мертвенное и ненавидимое нечто.
Минимализм, угу... "Минимум миниморум"!

Edited at 2012-11-11 05:36 pm (UTC)

Re: Конгениально!

Я вижу, Вы под впечатлением резонансной новости, гулявшей целую неделю по рунетам :) Нечего, это скоро пройдёт... Знаете, когда я прочёл книгу о Нюрнбергском процессе, мне тоже две недели везде фашисты мерещились.

Edited at 2012-11-11 05:41 pm (UTC)

Re: Конгениально!

Нет, насчет "впечатлений", не угадали. :) Я даже ужасаюсь тому, что следовало бы испытать шок от вот такого-то "минимализма", от того, что это, вот именно в таком исполнении, уже у нас происходит. Но я не испытываю этого шока, потому что неизбежно появляется четкое понимание того, что рано или поздно это должно было произойти.
И это я всё к тому, что вот эти вот "минимализации" – это всё такие, вроде бы, благонамеренные, креативно-благообразные, да, вот такие науко- и философо- образненькие игрушечки, а на деле это нигилизм! Причем, не какой-то там "правовой" или, там, типа, "авангардистский", а мировоззренческий, экзистенциальный и метафизический нигилизм!

Вот, собираюсь развить это в отдельном посте у себя. Так что, "следите за руками"... ;)) Нет-нет, ничего личного... Но сугубо в русле вопроса о смысле жизни.

Re: Конгениально!

Позвольте поинтересоваться, а что Вы вкладываете в слово "нигилизм"? Различных "нигилизмов" (от лат. nihil, nihilum) сейчас существует превеликое множество. Если Вы имеете в виду теологический нигилизм, то Вы, конечно, правы. Впрочем, только отчасти.
Если имеете в виду правовой нигилизм - то Вы однозначно неправы. Если имеете в виду, как Вы выразились, "экзистенциальный нигилизм", то, во-первых объясните, что под ним понимаете. Если Вы говорите, что минимализм отрицает существование как таковое, то не ясно, откуда Вы сделали такой вывод. Из внешнего сходства с доктринами буддизма?
На мой взгляд, Вы путаете минимализм с релятивизмом. Но моё "...что считать хламом - решать вам" означает не тотальную эпистемологическую анархию, а твёрдое убеждение, что последнее слово всегда остаётся не за доктриной, какой бы справедливой и продуманной она не была, а за человеком.

Edited at 2012-11-12 05:33 am (UTC)

Re: Конгениально!

Нет, ну, разумеется, "экзистенциальный нигилизм" – не означает отрицание "существования как такового". Есть т.наз. "экзистенциальные суждения", типа, "жизнь на Марсе существует/не существует", и есть "экзистенциальное", подразумевающее бытие человека в его несводимости к существованию как предметному наличествованию. Я не считаю Хайдеггера "экзистенциалистом", но все-таки это у него наиболее понятийно отчетливо было проведено и тем самым повлияло на "философию существования":
«сущее есть кто (экзистенция) или что (наличность в широчайшем смысле)».
И конечно, я не отождествляю всё, что Вы говорите о минимализме, с нигилизмом или релятивизмом. Т.е. то, =что последнее слово всегда остаётся не за доктриной, какой бы справедливой и продуманной она не была, а за человеком=, совершенно так. Даже более того, за человеком – и последнее, и первое слово!
Но тем взыскательней надо быть к тому, что говорится о человеческом бытии. Есть такая неизбывно присутствующая в этом бытии двусмысленность. Причем, это утверждение тоже не означает релятивизма, но фиксирует именно фундаментальный исток всевозможных недоразумений в мышлении или практике, в философии и во всех формах культурно-исторического творчества. И суть в том, что человек всегда уже что-то понимает в своем бытии и бытии в целом, и в то же время это понимание есть проект, и потому человек еще должен прийти к тому, что он понимает. Т.е. вот, опять-таки, по Хайдеггеру (ср. по приведенной ссылке), человек всегда есть кто-то и в тоже время "некто". И всё дело в этой самой временности человеческого бытия, – не как "бренности", но в смысле "временения", заботы как фундаментальной экзистенциальной черты этого бытия, неизбывно в нем присутствующего противоборства подлинного и неподлинного.
И в этой связи, =остаемся с собой один на один=, =Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность=, =наблюдаем за мерным течением времени=, насколько всё это действительно к подлинному в бытии человека относится, и именно в предельном смысле относится, а не в смысле каких-то отдельных ситуаций, это очень большой вопрос. Счастье, оно ведь и в труде, и в бою, и в том, чтобы "время – вперед" и т.п. Но отсюда, что касается отдельных ситуаций, здесь тоже всегда остается вопрос, связанный с тем, что и как следует минимизировать или максимализировать в этих ситуациях. Где-то минимизировать, где-то – наоборот, это всё именно по ситуации определяется. Но чтобы понимание и определение этого вообще состоялось, здесь, очевидно, требуется серьезно озаботиться, причем, независимо от того, располагаем мы возможностью уединиться, расслабиться, погрузиться в созерцание или нет.
И вот в таком контексте действительно крайне насущным является вопрос: =Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям?=! О чём, собственно, в посте, о котором я давеча говорил: О возможности счастья.

  • 1
?

Log in